Двигатель N73B60

Основное о двигателе

Выпуск многосерийным тиражом двигателей был совместим с производством 7 серии BMW. Разработка первой серии BMW N73B60 началась в начале 2000, а сам двигатель вышел на конвейер с 2004 года и производился до 2009 года после чего заменился последующим поколением N74B60 и N74B66.
Автомобиль BMW  генератор переменного тока. В зависимости от модели автомобиля и его оборудования могут быть установлены генераторы номинальной силы тока 80 и 140 А. двигатель BMW N73 – 12-цилиндровый двигатель с двумя верхними распредвалами, который заменил М73 и устанавливался на BMW 7 серии в кузове Е65, Е66, Е67 и Е68,а также Rolls-Royce. Мотор BMW N73 относится к серии NG и отличается наличием следующих систем: двойного VANOS; привода впускных клапанов с изменением хода газораспределительного механизма с 4-мя клапанами на цилиндр;

Двигатель BMW N73B60 – 6-литровый двигатель, который устанавливался на 760i E65/760 Li E66/760 LiS E67/Hydrogen 7 E68. Объем данного двигателя в кубических сантиметрах составляет 5972. Двигатель N7З в общей сложности имеет четыре лямбда-зонды. Для привода компрессора кондиционера используется 4-клиновой рифленый ремень‚ а для основного привода — 6-кпиновый рифленый ремень. У двигателя N73 привод распределительных валов каждого ряде цилиндров осуществляется с помощью отдельной втулочной цепи. Поршни N73 литые, оптимизированные по весу с выпуклым днищем и выемками в днище под тарелки клапанов. Масляный картер двигателя N73B60, как и у N62, состоит из верхней и нижней частей. Используемое топливо для двигателя BMW N73B60: Бензин АИ-95;Бензин АИ-98.

Какое масло лучше выбрать для мотора BMW N73B60? Отличным выбором может служить масло Xenum GPX SAE 5w40. Двигатель имеет крышку с эмблемой BMW на системе впуска. Кроме этого, между крышкой радиатора и крышкой с эмблемой имеется передняя панель. Крышки головки блока цилиндров изготовлены из магниевого сплава. Для защиты от коррозии крышки ГБЦ имеют специальное покрытие. Для управления функциями двигатель N73 имеет в общей сложности 5 блоков управления связанных между собой локальной шиной CAN: по этому блоку управления MED 9.2.1 на каждый ряд цилиндр; один блок управления Valvetronic; по одному блоку управления форсунками высокого давления на каждый ряд цилиндров;

Характеристики двигателя N73B60

Мощность, л.с. 445
Тип топлива Бензин АИ-95 АИ-98
Объем, см*3 5972
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин. 600 (61) / 3950
Расход топлива, л/100 км 13.6
Тип двигателя V-образный, 12-цилиндровый
Выброс CO2, г/км 325 - 330
Диаметр цилиндра, мм 89
Количество клапанов на цилиндр 4
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин. 445 (327) / 6000
Нагнетатель Нет
Степень сжатия 11.3
Ход поршня, мм 80

Преимущества

N73B60 стал первым в истории BMW бензиновым двигателем с непосредственным впрыском. Непосредственный впрыск означает, что топливо впрыскивается под давлением непосредственно в камеру сгорания. Непосредственный впрыск служит для увеличения мощности и экономии топлива.

Преимущество непосредственного впрыска без обедненного режима заключается в возможности использования обычных систем очистки ОГ с трехкомпонентным катализатором. Трехкомпонентный катализатор допускает содержание серы в топливе. У двигателя N73B60 снижение расхода топлива в диапазоне частичных нагрузок обеспечивает Valvetronic. Это позволяет избежать недостатков, присущих непосредственному впрыску с обедненным режимом. Сочетание системы Valvetronic и непосредственного впрыска (без обеднения) позволяет снизить расход топлива и одновременно повысить удельную мощность и крутящий момент. По сравнению с двигателем M73 двигатель N73 экономит 3,6 % топлива. При этом мощность увеличивается на 87 кВт до 327 кВт, а крутящий момент с 490 Нм до 600 Нм. Двигатель N73B60 может эксплуатироваться во всех странах мира, так как он допускает содержание серы в бензине.

При непосредственном впрыске без обеднения во всей камере сгорания образуется гомогенная смесь. Благодаря гомогенному смесеобразованию можно использовать обычную систему очистки ОГ. При непосредственным впрыске топливо испаряется в камере сгорания и охлаждает смесь. Плотность его повышается (чем холоднее, тем плотнее), и благодаря этому растет КПД, у двигателя N73B60 - почти на 10 %. При этом также снижается уровень детонации, так что у двигателя N73B60 степень сжатия удалось немного повысить (с 10:1 до 11,5:1).  Для каждого ряда цилиндров устанавливается отдельный корпус воздушного фильтра. Объем воздуха составляет примерно 10,5 литров для корпуса воздушном фильтром, сменный элемент которого имеет для усиления плоскую решетку. Каждый ряд цилиндров имеет свою дроссельную заслонку.

Они не участвуют в управлении нагрузкой двигателя. Это управление осуществляется с помощью изменения хода впускных клапанов.

Каждый ряд цилиндров имеет по одному переднему дополнительному глушителю объемом 2,8 литра, работающему по абсорбционному принципу. Для каждого ряда цилиндров устанавливается выпускной коллектор «шесть в один». Вместе с корпусом катализатора выпускной коллектор образует единый узел. Для каждого ряда цилиндров на боковой стороне головки блока установлен клапан добавочного воздуха (SLV).

Недостатки

Отзывы о данном двигателе в основном положительные, но все таки некоторые владельцы встречаются с двумя распространёнными проблемами: на холостом ходу потряхивает двигатель и  отказ в работе Valvetronic. В первом случае причиной может служит неправильная работа  системы  Valvetronic,а во втором случае может быть не исправен электромотор, который поворачивает вал управления коромыслом.

Рекомендуется:

  • Сменный элемент воздушного фильтра менять каждые 100 000 км.
  • Свечи зажигания нужно менять каждые 120 000 километров (на автомобилях для США каждые 100 000 миль).
  • Цепи ГРМ нужно менять каждые 150 000 км.
  • После 200 000 км нужно поменять систему VANOS. Конструкция движков BMW N73B60, N74B60, N74B66 характеризовалась множеством движущихся деталей, которые повышали общую температура мотора. Дабы избежать перегрева двигателя рекомендуется полностью менять охлаждающую жидкость каждые 2 года с обязательной промывкой системы.

ЧИП Тюнинг

Для увеличение производительности мотора обоснованным шагом будет являться только чип-тютинг N73B60: перепрошивка электрооборудования позволяет стабилизировать подачу топлива, настроив функционирование двигателя на максимальную скорость или тяговитость. Электронная прошивка позволяет увеличить мощность мотора до 609 лошадиных сил без потери эксплуатационного ресурса – даже пропатченный мотор на практике проходит 400 000 км пробега без необходимости в капитальном ремонте.

В настоящее время выпуск двигателей продолжается и на вторичном авторынке свободно можно найти оригинальные комплектующие и аналоги запчастей. Несмотря на высокую мощность, к двигателю подходят реплики дилерских деталей, не укорачивающих эксплуатационный ресурс или мощность – модели BMW N73B60, N74B60, N74B66 являются удачным капиталовложением для любителей мощности.

Модельный ряд для БМВ 7 серии BMW N73B60, N74B60, N74B66 представляет собой воплощение надежной конструкции и высокого мощностного потенциала. Двигателя в меру прожорливы и выносливы, однако нуждаются в регулярном обслуживании.

Данный двигатель устанавливается на следующий модели: